Мир растущих возможностей, как ресурс восстановления жизненных сил

Данная работа посвящена исследованию человеческих возможностей. Название говорит о направлении этих исследований: отдых, восстановление жизненных сил, затраченных в процессе «выживания» в современных городских условиях. В активной городской жизни отдых часто заменяется напряженной работой по занятию собственного времени развлечениями, общением, спортивными тренировками, просмотром телевизионной и газетной информации, самообучением и т.д. Ритм, в котором деятельность поглощает свободное время, а информация захлестывает восприятие, требует постоянного, бесперебойного источника сил. Perpetuum mobile и золото алхимиков – мифы с подсказкой. Источник находится в самом человеке. И поиски мы поведем в недрах психе. Экологический подход в психологии – относительно новая методология, в рамках которой многие содержательные компоненты бытия раскрываются с новой стороны. Вести поиски, используя данную методологию, - настоящее удовольствие первооткрывателя, хотя исследование имеет предметом столь банальное в обыденном мире понятие, как отдых.

Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение: Отдых - состояние покоя или деятельность, восстанавливающая работоспособность. В физиологическом смысле отдых - состояние особой деятельности, когда клетка, оставаясь свободной от работы, восстанавливает свой нормальный состав. Регулярное чередование периодов работы и отдыха способствует укреплению условнорефлекторных связей, лежащих в основе поведения и трудовой деятельности человека. Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено особое значение т. н. активного отдыха. Ещё И.М. Сеченов доказал (1903), что наиболее быстрое восстановление работоспособности после утомительной работы одной рукой наступает не при полном покое обеих рук, а при работе другой, не работавшей руки. Переключение деятельности в процессе работы с одних мышечных групп и одних нервных центров на другие ускоряет восстановление работоспособности утомлённой группы мышц и нервных центров. Переключение с одного вида умственной работы на другой, чередование умственной деятельности с лёгким физическим трудом устраняют чувство усталости и являются своеобразной формой отдыха. Режим отдыха должен строиться с учётом возраста и профессии. Установлено, например, что соотношение между временем на отдых и временем на работу, максимальную по мышечному напряжению и среднюю по интенсивности, составляет приблизительно 3,8:1 у семнадцатилетних, 2,6:1 у двадцатилетних и 3,3:1 у сорокалетних. В зависимости от конкретных условий труда частый и короткий перерыв для отдыха может оказаться более эффективным, чем редкие продолжительные перерывы. Люди, занятые умственной работой, нуждаются не столько в пассивном отдыхе, сколько в переключении с одной формы работы на другую (например, на лёгкий физический труд). Хороший отдых даёт производственная гимнастика. Важно сочетать отдых с закаливанием организма, физкультурой, спортом, туризмом. Для организации оптимального отдыха используют рекреационные зоны. Восстановлению работоспособности помогает отдых на курортах, в домах отдыха и т.п.

Другой термин, употребляемый в значении "отдых" - рекреация (от лат. recreatio - восстановление, польск. rekreacja - отдых), восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Рекреация характеризуется величиной времени, в рамках которого происходит восстановление сил, и деятельностью, осознанно или инстинктивно направленной на это восстановление.

То, что изучал Сеченов в свои 73 года, поднимая и опуская нагруженную руку, - физиологические основы труда и отдыха человека или просто физическая утомляемость. Сеченов доказал, что отдых - это не обязательно полный покой. Активный отдых, когда действуют попеременно различные рабочие органы тела, - прекрасное средство против утомления. Он установил, что сон и просто отдых не одно и то же, что восьмичасовой сон обязателен, прочие же шестнадцать часов отводятся для работы и отдыха. Деятельность отдыха отлична от деятельности работы. В преддверии нашего исследования хочу предположить, что такой режим эффективен только как перераспределение некоего «раскрытого» ресурса. Однако ресурс человека - величина, скорее переменная, чем постоянная. В разные моменты жизненного времени индивид может находиться как на пике, так и на спаде своей жизненной активности. Организм, так или иначе, перераспределяется те силы, которые имеются на данный момент. Но при необходимости нового, более обширного ресурса он начинает, прежде всего, усиленную познавательную деятельность для дальнейшей адаптации.

Чтобы представить себе источник рекреационного потенциала человека, обратимся к физической метафоре. В физике энергия скрыта под феноменологической поверхностью производимой работы. Чтобы ее выявить, нужна абстракция от пространственно-временных кинематических характеристик движения. Такая, объективная относительная взаимообособленность пространственно-временного и энергетического аспектов физической реальности выражается в том, что они находятся друг с другом, как известно, в отношениях дополнительности. Поскольку энергия есть всеобщее свойство реальности, такого рода соотношения неизбежно распространяются на все ее частные формы, в том числе и на область энергетики психических процессов и других процессов жизнедеятельности. Энергия потенциальная E=mgh равна энергии кинетической E=mv2/2 в точках своего максимального проявления. Во время преобразования одного вида энергии в другой при наличии трения эта энергия расходуется и маятник останавливается. Эта безжизненность, усталость и у человека проявляется как снижение общего тонуса, нежелание продолжать деятельность, уменьшение активности. С другой стороны, восстановивший силы, отдохнувший человек более энергичен, работоспособен, подвижен (психически, телесно и т.д.). Маятник можно в любой момент раскачать и он будет снова работать до полной остановки. Человек не должен останавливаться полностью, для него это равносильно смерти. Поэтому он постоянно стремится к источнику движения, определяя его как Дух, Самость, Высшее Я.

В любом исследовании отделение собственно динамического фактора от всех операционных и структурно-кинематических компонентов "освобождает" в остатке абстракт, который оказывается характеристикой не пространственно-временной организации самого процесса функционирования, а природы его силового, пускового источника. Этот "чистый" остаток – абстракт содержит в себе не что иное, как энергию.

Уже в бихевиоризме (например, в законе эффекта у Э. Торндайка) и в гештальтпсихологии (например, в динамике топологического поля Курта Левина) в качестве одного из объектов анализа было представлено движущее, мотивационное начало психической деятельности и поведения. Аксиома фрейдизма: «в психической жизни каждого человека с момента его рождения действует активная сила, которую мы называем либидо и определяем как энергию Эроса» [Фрейд З., Буллит У. , 1999, С 55]. Хотя Фрейд наделял либидо сексуальной заряженностью, мне кажется, будет правильно, как и Юнг, наделить либидо смыслом общей психической энергии.

Локализовать место происхождения этой энергии невозможно, но схематически можно представить его в ядре человеческого существа:

Либидо должно где-то размещаться. Мы полагаем, что оно «наполняет» определенные области и части нашего аппарата психики, как электрический ток заполняет батарейку или «аккумулятор»; что, подобно электрическому заряду, либидо подвержено количественным изменениям; что при задержке разрядки оно вызывает напряжение, пропорциональное количеству заряда, и ищет выхода; далее, что оно постоянно питается и снова поставляется физическими генераторами. [Фрейд З., Буллит У., 1999. С.56.]

Или в системе человек – среда:

Курт Левин сделал шаг вперед по сравнению с Фрейдом, перейдя от представления о том, что энергия мотива сжата в системе организма, к представлению о системе "организм-среда". Противопоставление внутреннего внешнему снималось. Они выступали как разные полюса единого поля [Ярошевский М. Г. 1971, с. 35].

В переносном смысле энергетическая составляющая человека подобна малой крупице горящего солнца, в прямом – выражается во всех проявлениях человеческого бытия и в высшем проявлении - самореализации. Энергия – не просто функция, это и не сама динамика и даже не работа в ее актуальных, конкретных формах, а работа скрытая, задержанная, сохраняющаяся, т.е. это именно способность совершать работу. Иначе говоря, это величина, инвариантная по отношению к варьирующим конкретным формам совершаемой работы, в которых она проявляется. Сколько лет осталось гореть солнцу? Сколько времени осталось вести активную жизнь человеку? Запас жизненной энергии иссякает и человек стареет. Некоторые умело расходуют и восстанавливают силы в течение достаточно длительного времени, другие же «сгорают» дотла быстрее обычного, либо не раскрывают свой потенциал и остаются в состоянии застоя. Адаптационная энергия, которую, по словам Г.Селье человек должен расходовать в течение жизни, чтобы удовлетворить потребность в самовыражении, - наследственно определенный запас жизненной энергии. Он пишет, что нашу биологическую потребность в завершении биологических циклов напряжения и расслабления необходимо сочетать с унаследованными возможностями по адаптации к окружающим условиям. Что интересно, адаптационный синдром проходит через фазу сопротивления, которая отнимает у человека большую часть ресурсов. Также первая фаза адаптационного синдрома «удивления и тревоги» отнимает силы, поскольку уже здесь человек готовится к предстоящим расходам. Рекреационные ресурсы организма могут иметь большой потенциал, но «износ» так или иначе, наступает. Как и в примере с маятником к остановке механизма приводят силы трения в самом механизме и трение с воздухом, так и сопротивление новому опыту из-за старых шаблонов приводит к износу организма. Исследования сугубо физиологических процессов изнашивания организма принадлежат геронтологам, в нашем же исследовании мы попытаемся раскрыть психологические аспекты усталости, а также возможность восстановления человеческих сил путем психологических трансформаций.

Под понятием «психологические трансформации» здесь подразумеваются процессы, происходящие с индивидом в ситуации, носящей характер групподинамического тренинга. Основная черта, присущая такой ситуации – то, что называется «ускоренным проживанием», что можно определить как учащение инсайтов бытия (осознавание и переосмысление значений событий прошлого, настоящего и будущего, понимание и принятие собственной внутриличностной структуры и индивидуальных особенностей окружающих и т.д.) в относительно короткий промежуток времени. Групподинамический тренинг отличается от ситуаций межличностного общения повседневной жизни включением в процесс межличностного взаимодействия направляющего работу группы тренера. Существенным в групподинамическом тренинге является то, что острие групповой динамики направляется ведущим на разрушение тех препятствий и барьеров, которые, предположительно, мешают свободному развитию сознания. В рамках экологического подхода в психологии, постулирующего существование экологического мира единственно реального для каждого индивида в отдельности, разрушение препятствий, мешающих свободному развитию сознания, представляет собой разрушение шаблонов, устойчивых инвариант, которые сводят экологический мир к абстракции. То есть, если индивид начинает замещать возможности некими устойчивыми представлениями о них, то сам факт существования возможностей «затирается», происходит остановка развития, психический, психоэмоциональный, психосоматический ступор. На поддержание шаблонов необходима энергия, на что она и растрачивается в процессе жизнедеятельности. Отсюда и усталость.

В профессиональном жаргоне тренерского корпуса почетное место занимают такие выражения как «снятие защиты», «преодоление сопротивления», «прорыв» и т.п. Эти выражения применимы и к групповым, и к индивидуальным трансформациям. Отдельный участник может описать такую работу применительно к себе как «преодоление себя». Разрушение препятствий высвобождает то количество энергии, которое уходило на поддержание этого препятствия. Такие психологические трансформации могут оказывать положительное влияние на восстановление организма.

Таким образом, мы подошли к гипотезе, которую постараемся проверить в ходе наших исследований. Преодолевая себя, мы возвращаем себе расходованную на поддержание шаблонов энергии. Звучит противоречиво: «Преодоление себя как средство отдыха».

Наше исследование проходит в рамках экологического подхода в психологии. С позиций этого подхода многие вопросы в психологии открываются под новым углом рассмотрения. Поэтому новизна данного исследования заключается не в проблематике, а в подходе к ее изучению и обоснованию гипотезы.

1. Экологический подход в психологии в созвучии с другими современными теориями восприятия мира.

Идеи экологического подхода на уровне организма реализовал Дж. Гибсон, работавший в США с конца 60-х годов над проблемами зрительного восприятия. Самостоятельного предмета исследований экологический подход Дж. Гибсона не имеет, но разработанная им методология важна для дальнейших исследований в рамках общей психологии и экологической психологии в частности. Исходный постулат данного подхода: вся информация о возможностях, необходимых для жизни в данной экологической нише, задана в инвариантах светового потока. И первым следствием этой аксиомы является представление о том, что человек реально живет не в "физическом мире", а в "экологическом мире". "Физический мир" это мир как его исследуют и описывают физика, химия и другие подобные науки. "Экологический мир" - это тот мир, который только, в принципе, и может реально восприниматься субъектом. Мир, который можно видеть, слышать, осязать, обонять и т.д.

Говоря словами Людвига Бинсвангера, нет единственного пространства и времени, а есть столько времен и пространств, сколько существует субъектов [Ялом И., 2000, с. 22]

В своих исследованиях Гибсон столкнулся с таким фактом, что люди редко описывают воспринимаемый ими мир в тех терминах, которыми оперируют физика, математика (метры, амперы, дифференциалы). Описания мира ближе к экологическому понятийному аппарату. В психологии мы имеем дело с предметами экологического уровня, то есть со средой обитания животных и человека, потому что в процессе своей жизнедеятельности мы сталкиваемся с предметами, на которые можно смотреть, которые можно осязать, обонять или пробовать на вкус, а также с событиями, которые можно слышать [Гибсон Дж., 1988, с 34]. Кроме того, мир, как он описывается кем-то определенным, является его окружающим миром. Окружающий мир отличается от мира физического, это мир того животного или человека, которого он окружает. Сравнительная аналогия – ниша, в которой стоит статуя. Она предназначена для этой статуи, статуя воспринимает нишеобразный мир. «Ниша, занимаемая человеком, указывает скорее на то, как живет человек, а не на то, где он живет». Смысл гибсоновского понятия экологической ниши точно передает термин «экологический мир», который вошел в экологический подход уже после работ Гибсона по зрительному восприятию. «Экологический мир» представляет собой единое целое «субъект» - «окружающий мир», которые взаимодополняют друг друга и немыслимы по отдельности.

Инвариантность заключена не в самом мире. «Совершенно инвариантный окружающий мир … перестал бы быть окружающим миром... Мир никогда полностью не замирает в одной из крайностей и не превращается в хаос в другой». Инварианты заключены в структуре светового потока, совокупности встроенных друг в друга телесных углов, образованных гранями объектов. В терминологии экологического подхода, вещества в среде отражают часть попадающего на них света, и эту информацию о веществе с помощью света получает органами зрения животное или человек. Хотя Гибсон изучал зрительное восприятие, тем не менее, упомянул, что похожие процессы происходят и для других органов чувств. Среда наделена свойствами передавать колебания и свет, в ней можно перемещаться. Передвижение животного не бесцельно, «оно управляется светом, если животное способно видеть, звуком, если животное может слышать, или запахом, если животное наделено обонянием». Звук – это колебание от физического события, предаваемое в среде, запах – молекулы примесей отделившихся от вещества и переместившихся в среде. Визуальный образ – то количество непоглощенного и отраженного предметом света, которое затем попало на сетчатку глаза.

Инварианты светового потока связаны с объективными свойствами мира. С другой стороны, свойства субъекта, в частности его положение и перемещения относительно объекта, тоже определяют поступление информации об окружающей среде. «Инвариант инвариантов, одним полюсом обращенный к субъекту, а другим к объекту» называется возможностью (вариант – это то, что изменяется при преобразовании, а инвариант – то, что остается при этом преобразовании неизменным). "Возможность - это система, включающая совокупность физических свойств среды, образующих единство относительно субъекта, для которого они являются уникальными, и самого субъекта" [С.Д. Дерябо, 1999]. Другими словами, возможности окружающего мира – это то, что он предоставляет животному, чем он его обеспечивает, и что он ему предлагает [Гибсон Дж., 1988, с. 188]. Гибсон отказался от идеи двойственной природы восприятия. В инвариантах светового потока заданы все значения, и воспринимаются они непосредственно. Из конгломерата инвариант, или возможностей состоит "экологический мир" данного индивида.

Теория Гибсона пересекается с теорией К.Левина о динамическом поле субъекта. Динамическое поле – это система напряжений, образованная стремлением удовлетворить ту или иную потребность. Объекты окружающего мира «заряжены» положительно или отрицательно для субъекта. Экологические объекты тоже насыщенны значениями. По теории Левина, объекты окружающего мира либо притягивают субъекта, либо отталкивают, то есть обладают валентностью для субъекта по мере того, как у него присутствует потребность в этих объектах. В отличие от валентности, возможность не зависит от потребности, она - трансцендентный уровень валентности, надмодальная информация, поступающая к нам одновременно с информацией о свойствах объекта, и не представляет собой явление феноменального мира. Возможность или аффорданс (англ. «afford» - осилить) в том значении, которое придавал ей Гибсон, является составляющей структуры экологического мира, которым живет человек на данный момент. То есть это некоторая потенциальность, которую человек способен «осилить».

Понятия, которыми оперируют в экологическом подходе: «граница» (линия), «поверхность» (плоскость), подразумевают свойства, заложенные в объектах и взаимодополняемые субъектными. И если в гештальтпсихологии утверждается, что с изменением потребности изменяется и мир, в котором живет человек, то с точки зрения экологического подхода расширение экологического мира провоцируется (или отождествляется) раскрытием новых аффордансов, т.е. «осиливанием» новых инвариант. Также концептуально различаются представления о бытийном мире человека: у Левина валентность – явление физического мира, Гибсон же отказался от противопоставления объективного и феноменального мира в пользу экологический мира, мира реальности, составным элементом которого является возможность.

«Вы» и «ваше окружение» — это не нечто существующее отдельно, а целостная взаимозависимо функционирующая система. Без среды ваши чувства, мысли, тенденции (то есть — вы сами) не организовались бы, не имели бы направления и возможности сосредоточиться на чем-либо; с другой стороны, без живой, дифференцированной организации сознавания ваша среда — для вас — не существовала бы. Ваше чувствование целостного совместного функционирования себя и своей среды есть контакт… Для вас как живого существа контакт есть предельная реальность [Перлз Ф. 1993, с. 86].

2.Научение возможностям – расширение экологического мира.

Возможности вписаны в структуру хронотопа экологического мира таким образом, который можно описать с помощью понятия «встроенность»: меньшие единицы встроены в большие, те, в свою очередь, в еще большие и т.д. Меньшие единицы - структурная основа для крупных единиц так же, как текстура поверхности – опора в восприятии более крупной компоновки поверхности. Для наиболее важных возможностей не требуется специального научения, эта информация задана изначально во «внутреннем» и «внешнем» мире (в данном случае мы не рассматриваем тяжелых функциональных и органических отклонений). Для возможностей более высокого порядка научение играет немаловажную роль. Здесь под научением понимается познавание систем бытия, присущих объекту познания (он же субъект общения). Знания о возможных системах бытия, о способах бытия, об экологических мирах человек может получать, и человеку они необходимы, вследствие расширения ареала его жизнедеятельности не только в биосфере, но и в ноосфере. Человек открыт миру. Этим он отличается от животных, которые не открыты миру, а привязаны к среде, специфической для каждого вида. В этой среде содержится то, что отвечает набору инстинктов, присущих данному виду. Напротив, человеческое существование характеризуется преодолением границ среды обитания вида Homo sapiens. Человек стремится и выходит за ее пределы, в мир, и действительно достигает его — мир, наполненный другими людьми и общением с ними, смыслами и их реализацией. [Франкл В., 1990. С.60]

Научение часто проходит черед «участие в социальном процессе, включающем другого». На этом этапе может происходить нечто, что назовем эффектом «наложения». При этом мир начинает существовать как бы глазами другого человека. Эта ситуация может послужить как расширению, так и сужению экологического мира. В процессе научения человек формирует (открывает) для себя новые возможности с помощью уже имеющихся в опыте другого, расширяя, таким образом, свой экологический мир, либо присваивает свойства, которые чужды ему, по сути, и мешают проявляться в своем ареале естественным для него образом – индивид смещается в мир иллюзий.

Бытийное научение через социальный процесс, включающий другого, предполагает пересечение экологических миров разных людей: обучающихся и обучаемых. Как происходит «пересечение» миров? Совокупность наблюдателей находятся в отношении взаимодополнительности со своим общим окружающим миром. Но восприятие мира другого требует социальных навыков, умение воспринимать значение предметов не только для себя самого, но и для других. Предположительно, участники достигают некоторого соответствия в экологических мирах с помощью вербальных и невербальных символов. Происходит общение. С.Д.Дерябо разводит два понятия "коммуникативная деятельность" и "общение": при коммуникативной деятельности информация движется от субъекта общения к объекту общения и затем в обратном направлении, либо от субъекта общения к другому субъекту общения и от второго к первому. Общение же - процесс, в котором участвуют два субъекта, взаимно влияя друг на друга по типу заражения. То есть каждый, если говорить метафорой из физики, создает собственную вибрационную частоту, а затем оба входят друг с другом в резонанс.

Если участники процесса общения достигают глубокого взаимопонимания, смысловая структура одного из участников становится доступной для другого, ведь за символами языка у человека заложен вполне определенный смысл, отражающий структуру его экологического мира. Для нас открывается экологический мир другого. Другой начинает существовать в нашем экологическом мире, а мы – проявляемся в его. «Открыться как субъект» - так называет С.Д. Дерябо этот аспект существования субъектности. И этому аспекту свойственна одна из специфически субъектных функций: «проявить себя в качестве способного быть субъектом совместной с воспринимающим деятельности и общения». [Дерябо С.Д., 2000, с. 19] Мир другого открывается нам «как он есть» в процессе взаимобытия, метаиндивидного сосуществования. К.Роджерс описывал это как эмпатию, восприятие внутреннего мира другого «точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто» [Rogers С. R. 1975, с. 2—10].

Как было упомянуто выше, язык символов (вербальных и невербальных) выполняет функцию транслятора для экологических миров. При общении только 20-30 процентов информации мы получаем собственно из текста. Остальное - поза, жесты, мимика, интонация... Еще один важный источник информации - соответствие текста (вербалики) и всего остального (невербалики). В языке могут быть выражены все смыслы реальных процессов. Язык является медиумом знания как для младенца так для ученого. Человек поставил во главу информационного интерпретатора интеллект, поэтому для него часто большое значение имеет язык слов. Для того чтобы воспринять возможности, которые предоставляют вещи, совсем необязательно их классифицировать и именовать [Гибсон, 1988, с.199]. Заключенный однажды в слово, процесс перестает быть чем-то длящимся и превращается в статичное событие. Сокрытые под пудами слов смыслы, теряют свою бытийную ценность и могут служить искажателями поступающей в дальнейшем информации. Результат извлечения ложной информации – ложное восприятие. Все формы поведения зависят от того, что сулит другая личность или другие личности, а иногда и от ошибочного восприятия этого [Гибсон, 1988, с. 200]. Поведение одного всегда человека открывает возможности для поведения другого, только выбор определенного варианта поведения зависят от структуры экологического мира. Так, если человек воспринимает объект как преграду, он стремиться его обойти, а это затратит больше времени и сил, тем более, если на самом деле это не преграда. Таким образом, энергетические потери могут быть вызваны ложным восприятием. А чаще всего искажает информацию - предыдущая, поступившая в качестве значимой для субъекта, наделенного данными свойствам. Чтобы понять механизм «застывания репрезентации мира» субъекта, можно рассмотреть принципы инкапсулирования реальности в языке. Как происходит нуминизирование: каждому веществу, ограниченному поверхностью, (объект, субъект) дается имя, которое исключает противоположные варианты его наименования или определения (если А, то А), каждому событию дается название, которое соответствует гипотезе об этом событии, каждый процесс (изменения в окружающем мире за счет активности объектов и/ или субъектов) описывается глаголом, который может стать существительным, описывающим объект (субъект), «общее разбивается на общности, а частное становится частым» и т.п. Устойчивые поверхности окружающего мира обеспечивают основу реальности так же, как и устойчивые описания.

«…люди страдают не потому, что мир недостаточно богат и не способен удовлетворить их потребности, а потому что их представления о мире слишком бедные… человек страдает из-за того, что он создал обедненную репрезентацию мира и забыл о том, что его репрезентация – это еще не сам мир» [Гриндер Дж., Бэндлер Р., 2001, с. 55]

Ближайшее окружение, помимо всего прочего, хранит и транслирует идеалы статичного инобытия, а формирование личности неизменно проходит под шквал подобной информации, различить степень полезности которой для отдельного индивида не представляется возможным (особенно если это еще маленький человека, для которого авторитет взрослых имеет несомненную значимость, как мир Богов). Как утверждает Э.Берн, каждый входит во взрослую жизнь уже с определенным набором сценариев. Дальше эти сценарии могут работать безотказно, приводя человека к «написанной» в сюжете развязке. Дж. Келли в рамках его "теории личностных конструктов" [Келли Дж., 2000] говорит о том, что восприятие индивидом конкретных жизненных явлений, объектов, поступков и т.п. происходит с помощью системы созданных им и пригодных в данной конкретной области конструктов, внутри которой факты приобретают смысл (перекликается с теорией аффордансов). Другими словами, экологический мир существует под теми углами восприятия, которые обозначены в предыдущем опыте. С точки зрения когнитивного подхода, например, схемы Я (self-schemas) – это генерализация прошлого опыта, касающегося Я индивида, которые помогают ему интегрировать и объяснять свое поведение. Некоторые из этих схем извлекаются из места индивида в социальной структуре, тогда как другие творчески и избирательно строятся из прошлых мыслей, чувств и поведения в разных областях. В то время как схемы Я у разных индивидов могут быть схожими, индивидуальный набор этих схем уникален. В экологическом же подходе все это можно относится к одному из полюсов возможности, образованному индивидуальными свойствами субъекта. Индивидуальные свойства субъекта неповторимы и передаче не подлежат. Поэтому так губительно применение статичных репрезентаций мира другого, заключенных в капсуле слов, в качестве практической инструкции к существованию. Поэтому так важно раскрывать возможности собственного мира, находя новые углы рассмотрения и понимания бытия в других измерениях бытия, которые представляют собой окружающие.

В мире нет и двух людей, опыт которых полностью совпадал бы между собой. Модель, создаваемая нами для ориентировки в мире, основывается отчасти на нашем опыте. Поэтому каждый из нас создает отличную от других модель общего для нас мира и живет, таким образом, в несколько иной реальности. [Гриндер Дж., Бэндлер Р., 2001, с.12]

Если рассмотреть процесс развития субъкт-объектного пространства от самого рождения, то ребенок, чей мир изначально является «миром магии», где Я еще не отделено от окружения, в процессе научения невербальной, а затем и вербальной грамматике и совершенствования коммуникативных способностей формирует опыт, переживание своего "Я" и образа окружающего мира. Он также научается приемлемым в разговоре способам представления себя другим. Конструирование определенного "Я" исключает из этого процесса другие возможные конструкции. Как и при формировании функциональных систем, благодаря достаточно жестким однозначным связям (стереотипам), в обычных условиях ориентировка в пространстве не требует специальных целенаправленных, сознательно контролируемых действий и осуществляется на неосознаваемом уровне, автоматически. Так и возможности, проверенные делом и временем, становятся устойчивыми однозначными вариантами, так и языковые конструкции, вместо того чтобы служить выражением смысла, накладывают на него лексические ограничения.

«Схемы Я» и «образы мира», возникнув как необходимость в быстром оперировании опытом прошлого в настоящем и будущем, часто служат преградами на пути к дальнейшему развитию. Это те рамки экологического мира, которые способны помешать процессу жизни во имя статического инобытия. Искусственное, вымышленное представление о субъкт-средовой связи может не позволять произвольно взаимодействовать со средой в оптимальном на данный момент времени варианте. Помимо того, что это представление реально для индивида только на интропсихическом плане бытия, оно накладывает отпечаток на решения о действии субъекта в отношении реального средового окружения. Субъект начинает жить миражами, тенями прошлого, тратя на удержание этих миражей огромные запасы собственных сил.

У Фрейда это нашло выражение в концепции Эго-идеала, представления ребенка о том, что, с точки зрения его родителей, морально правильно. Хорни считала, что невроз возникает, когда идеализированное Я становится слишком сильным и начинает вымещать реальное Я из фокуса мыслей, чувств и действий индивида. Роджерс описывал идеальное Я как то, кем или чем хочет стать индивид, и считал, что отношение к себе является функцией от дистанции между реальным и идеальным Я. Розенберг разделял фантазию или идеализированный образ Я и более реалистичные Я-образы, отражающие представления индивида о том, каким он может стать. Связь между Я-концепцией и деятельностью содержится в теории Дж.Мида, который утверждает, что Я диктует возможные варианты действий индивида в зависимости от его оценки реакций других и способно определять его поведение. Эриксон считал, что все важное поведение формируется под воздействием задач поддержания идентичности. Конструирование индивидом возможных Я и принятие этих Я как данность означает принятие некоторой статической роли. Этот же механизм используется манипуляторами в целях удержания мира индивида в выгодных для манипулятора направлениях. Чувство вины, возникающее вследствие несоответствия гипотетическому социальному идеалу, являлось одним из сильнейших методов воздействия тоталитарных режимов. Методом повышения внутренней тревожности является также закладка жестких сверхсознательных установок, блокирующих свободное проявление каких – либо необходимых функций человека [Сафронов А.Г., 1997].

С возрастом человек начинает сосредотачиваться на уже имеющихся аффордансах и оперирует ими в создании комплексов более высокого порядка. Схемы оказывают систематическое и глубокое влияние на то, как перерабатывается индивидом информация. Например, если человек обладает Я-схемой, связанной с лидерством, он будет более чувствительным к вещам, релевантным лидерству, как в своем поведении, так и в поведении других. Он будет реагировать на свой социальный опыт в соответствие с гипотезами и генерализациями, обеспечиваемыми его схемой Я. Таким образом, одна из координатных осей его экологического мира – ось лидер-ведомый.

Снова воспользуемся метафорой из физики. Свойство пространства, с большим количеством измерений таково, что оно может содержать в себе объекты из пространства с меньшим количеством измерений, но не наоборот. И если объект находится в двухмерном пространстве, то ему сложно представить себе существование других плоскостей, он может совершенствоваться в обживании только своей плоскости. Так и с координатами экологического мира. Если человек привыкает к двумерному существованию, то к восприятию нового, иного его сознание становится косным. Ребенок в меру своей необусловленности «геометрией» еще склонен к безапелляционному восприятию мира. Может быть, поэтому так легко закрепляются у него всевозможные идеи. У взрослого для глубинного контакта с миром, для извлечения информации, для принятия должна быть мотивация. Назовем ее мотивацией к научению.

Научение в нашем случае – расширение собственного экологического мира через взаимодействие с другими мирами, но не за счет присвоения чужеродных конструктов, а через раскрытие собственных возможностей. Такое бытийное научение отлично от повседневной переработки и усвоения конкретно-прикладной информации. Познанием бытия (Б-познанием) А.Маслоу называет познавательную активность самореализующегося человека. Б-познание он описывает следующим образом: «Индивид, пребывающий в состоянии Б-любви (обращенной к Бытию другого индивида или объекта), способен видеть в объекте своей любви такую реальность, какую другие люди не замечают, то есть его восприятие может быть более острым и глубоким». В отличие от Д-познания (потребность ликвидации дефицита), Б-познание не отнимает у индивида сил. Потому что это не насильственный акт над своим миром, это акт обживания своей экологической ниши. Так воспринимает и познает не глаз и не мозг, но человек как целостная психическая реальность.

3. Преодоление себя – расширение экологического мира.

Ситуация взаимообмена возможна только при открытости сторон друг другу. И, пожалуй, первая из сложностей – это выйти за границы своих шаблонов. «В мире, где люди так боятся «проиграть», есть слишком много защитных заграждений, которые не дают нам раствориться в нуминозности другой человеческой души»[Бегущая с волками, 2003, с. 132].

С шаблонами человек отождествляется в течение жизни и порой не способен отличить от своего сущностного состояния. Поэтому отказ от путей, которыми привычно потребность находит удовлетворение в данном мире, от схем, которыми принято описывать реальность, от себя вчерашнего ведет через страх разрушения мира. Это маленькая смерть: переступить через твердыню собственных границ, выйти из определенной зафиксированной позиции, отказаться от себя вчерашнего в пользу настоящего.

В профессиональном жаргоне тренерского корпуса почетное место занимают такие выражения как «снятие защиты», «преодоление сопротивления», «прорыв» и т.п. Эти выражения применимы и к групповым, и к индивидуальным трансформациям. Отдельный участник может описать такую работу применительно к себе как «преодоление себя». Испытуемые в проводимом мной исследовании «преодоление себя» описывали, как пересечение некоторой субъективно ощущаемой преграды. Само понятие преодоления себя широко используется в философских, психологических и религиозных произведениях. У Ницше через преодоление себя "человек высший", "сверхчеловек" способен сравняться с Богом, а преодоление себя - это "жертва, смерть и последующее Воскрешение". По Маслоу, "преодоление себя" - это одна из характеристик самоактуализирующегося человека. Самоактуализация – «эпизод, или «прорыв», в котором все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино, доставляя интенсивное удовольствие, когда человек обретает единство, преодолевая разорванность, больше открыт непосредственным впечатлениям, отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью, более полно функционирует, обладает большими творческими способностями и большим чувством юмора, способен подняться над эго, более независим от своих низших потребностей, и т.д. Во время этих «прорывов» он становится в большей мере самим собой, лучше реализует свои потенциальные возможности и приближается к самому сердцу своего Бытия, становится более полноценным человеком [Маслоу А., 1997,
С. 134].

Может на первый взгляд показаться, что здесь скрыто присутствует мотив насилия над собственным миром. Пусть это бытийное познание, но к чему жертвы в наше цивилизованное время. И, тем не менее, именно в наше время все меньше подтверждений находит идеология того, что наш организм стремится от раздражающих факторов к безмятежному блаженству.

Шарлотта Бюлер считает, что «функционирование здорового организма обусловлено чередованием разрядки и поддержания напряжений». Этому чередованию в онтогенезе, скорее всего, соответствует аналогичное в филогенезе. Люди, лишенные напряжения, склонны к тому, чтобы создавать его. Фон Берталанфи смог показать, что даже в биологии уже нельзя опираться на принцип гомеостаза. Гольдштейн, опираясь на материалы изучения мозговой патологии, представил подтверждения своего тезиса о том, что стремление к гомеостазу является не характеристикой нормального организма, а признаком патологии. Лишь при заболеваниях организм стремится любым путем избежать напряжения [Франкл В., 1990, С.54]. В отличие от утверждения Г.Селье об ограниченном запасе адаптационной энергии, современные исследователи утверждают, что именно в результате действия стресса происходит спиралеобразный переход развивающегося организма на новый, более высокий уровень потенциальных рабочих возможностей.

Для организма преодоление себя выступает как стрессовый фактор. Пересечение субъективно ощущаемого сопротивления собственных шаблонов интенсифицирует требования к приспособительной способности организма. Активизируется потребность в перестройке, в реанимации незадействованных ранее качеств «Я». Когда личности приходится "отучиваться" от ранее усвоенных шаблонных концептов, восприятий или созданий, которые стали ограничивать ее способности, у нее появляется шанс заговорить с реальностью на своем языке. Этот язык, понятный самости, наиболее точно откликается на значения объективного мира, а значит наиболее полно и красочно описывает конкретный экологический мир. Личность, не имеет фиксированной бытности, принимающая бытность для того, чтобы осуществить определенное намерение, включает в свой арсенал концептуальные, перцептуальные и инструментальные навыки, служащие исполнению заданного намерения. Для того чтобы осознать свой полный потенциал, личность должна обладать способностью и готовностью принимать различные бытности в различные отрезки времени, не застревая ни на одной из них. Однажды застряв, она теряет мощь и силу, однажды освободившись, она обретает ее вновь.

У человека имеется способность и тенденция, если не явная, то потенциальная, двигаться вперед к зрелости. Это стремление, которое присутствует во всей органической и человеческой жизни, – распространяться, расширяться, становиться независимым, развиваться, зреть – тенденция выражать и задействовать все возможности организма до такой степени, что такая активность усиливает организм или "Я". Это стремление может быть наглухо закрыто слоями ржавых психологических защит, оно может быть скрыто за замысловатыми фасадами, отрицающими его существование, но я верю, что оно существует в каждом человеке и ожидает соответствующих условий, чтобы освободиться и проявить себя [Роджерс К., 1994, С. 79].

Современный человек серьезно устает из-за того, сколько жизненной энергии он выкладывает, чтобы сохранить себя в мире ежечасно разрастающихся «внешних полюсов» возможностей. Так почему бы ни раскрыть «внутренние», оптимизировать собственную жизнь по своему искреннему усмотрению. Расширение экологического мира наиболее эффективно должно происходить гармонично и "наружу" и "внутрь" субъекта. Иными словами, чем больше полюсов образуется на объектном конце, тем больше должно появиться и на субъектном. Развитие экологического мира есть не что иное, как изменение имеющихся в наличие возможностей. Исходя из понятия взаимодополнительности, можно выделить два пути создания новых возможностей: 1) изменение свойств объекта таким образом, чтобы полученные свойства оказались взаимодополнительными уже имеющимся свойствам субъекта; 2) изменение свойств субъекта таким образом, чтобы полученные свойства субъекта оказались взаимодополнительными имеющимся свойствам объекта. Следует отметить, что оба эти варианта оказались доминирующими в определенных типах культуры. Так, первый путь характерен для технологических цивилизаций Запада, а второй – для ориентированных на духовное саморазвитие человека культур Востока. Причем, изменить объект или себя с целью создания новых возможностей (а не просто адаптации к среде) способен, пожалуй, только человек. [С.Д.Дерябо, 2002] Синтез Востока и Запада, объединение дела и свободы - здесь свобода получает полное развитие. Однако изменение себя проходит через трансформации по разрушению шаблонов-препятствий. При этом высвобождается то количество энергии, которое уходило на поддержание, сохранение препятствия. Такие психологические трансформации могут оказывать положительное влияние на восстановление организма. С.Л. Франк определяет «самопреодоление» как «действенное свое перевоспитание и усилие впитывания в себя своего божественного первоисточника».

Мельник Е.С.

Назад / Домой

Хостинг от uCoz